Иосиф Флавий

др.-евр. יוסף בן מתתיהו др.-греч. Ἰώσηπος Φλάβιος лат. Josephus Flavius - еврейский ис­то­рик, пи­са­тель (ок. 37, Ие­ру­са­лим – ок. 100, Рим). Про­ис­хо­дил из знат­но­го свя­щен­ни­че­ско­го ро­да, со­сто­ял (со­глас­но его собственным ут­вер­жде­ни­ям) в род­ст­ве с Хас­мо­нея­ми. По­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние, ев­рей­ское и гре­че­ское. В мо­ло­до­сти примк­нул к фа­ри­се­ям. В воз­рас­те 26 лет от­пра­вил­ся в Рим, что­бы до­бить­ся ос­во­бо­ж­де­ния не­сколь­ких иу­дей­ских свя­щен­ни­ков. Воз­вра­тив­шись в Иу­дею на­ка­ну­не ан­ти­рим­ско­го вос­ста­ния при­нял сто­ро­ну пар­тии ми­ра, но ко­гда вос­ста­ние на­ча­лось, при­сое­ди­нил­ся к пов­стан­цам. Ру­ко­во­дил обо­ро­ной кре­по­сти Ио­та­па­та (Йод­фат), ко­то­рая па­ла по­сле 47-днев­ной оса­ды, а сам Иосиф сдал­ся пол­ко­вод­цу Вес­па­сиа­ну. Пред­ска­зав Вес­па­сиа­ну императорскую власть, сни­скал его рас­по­ло­же­ние и в даль­ней­шем был от­пу­щен им на сво­бо­ду. Со­про­во­ж­дал оса­ж­дав­шие Ие­ру­са­лим римские вой­ска и без­ус­пеш­но пы­тал­ся иг­рать роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду воюю­щи­ми сто­ро­на­ми. По­сле па­де­ния Ие­ру­са­ли­ма в 70 г. н.э. по­се­лил­ся в Ри­ме, по­лу­чил римское гра­ж­дан­ст­во и де­неж­ное со­дер­жа­ние, а так­же пра­во име­но­вать­ся ро­до­вым име­нем Фла­ви­ев; поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом пре­ем­ни­ков Вес­па­сиа­на.

Все со­чи­не­ния Иосифа Флавия соз­да­ны в Ри­ме и об­ра­ще­ны к об­ра­зо­ван­ной час­ти римского и греческого об­ще­ст­ва.  Со­хра­ни­лось неск. его про­из­ве­де­ний на греч. яз. «Иу­дей­ская вой­на» («Περί τοῦ ’Ιουδαιϰοῦ πολέμου», 75–79), со­стоя­щая из 7 книг и на­пи­сан­ная в двух вер­си­ях – ара­мей­ской (не сохр.) и гре­че­ской, ох­ва­ты­ва­ет ис­то­рию ев­ре­ев от взя­тия Ие­ру­са­ли­ма Ан­ти­охом IV Епифаном (168 до н. э.) до кон­ца ан­ти­рим­ско­го вос­ста­ния 66–74, ко­то­ро­му по­свя­ще­на большая часть тру­да.
Са­мое зна­чительное со­чи­не­ние Иосифа Флавия – «Иу­дей­ские древ­но­сти» («’Ιουδαιϰὴ ἀρχαιολογία», за­вер­ше­но в 93–94), в 20 кни­гах. В нём из­лага­ет­ся ис­то­рия ев­ре­ев с древ­ней­ших вре­мён до ан­ти­рим­ско­го вос­ста­ния. Этот труд был при­зван со­дей­ст­во­вать ис­ко­ре­не­нию пред­убе­ж­де­ний про­тив еврейского на­ро­да. В ав­то­био­гра­фии «Жизнь Ио­си­фа» («’Ιωσήπου Βίος») Иосиф Флавий стре­мил­ся оп­рав­дать свои дей­ст­вия во вре­мя Иу­дей­ской вой­ны. Сочинение «Про­тив Апио­на» («Πρός Ὰπίωνα») за­щи­ща­ет ев­ре­ев и иу­да­изм от на­па­док ан­ти­ев­рей­ски на­стро­ен­ных ав­то­ров.