17 ноября 2020
В 2021 году ИКВИА ВШЭ (Институт классического Востока и античности Высшей школы экономики) проводит набор на новую бакалаврскую программу «Христианский Восток». В центре программы — изучение языков и культурного наследия сирийского и арабского христианства. Какие научные проекты актуальны в этой области? Об этом в интервью сайту ИКВИА рассказал один из будущих преподавателей программы ведущий научный сотрудник ИКВИА ВШЭ Сергей Минов.
В 2021 году ИКВИА ВШЭ (Институт классического Востока и античности Высшей школы экономики) проводит набор на новую бакалаврскую программу «Христианский Восток». В центре программы — изучение языков и культурного наследия сирийского и арабского христианства. Какие научные проекты актуальны в этой области? Об этом в интервью сайту ИКВИА рассказал один из будущих преподавателей программы ведущий научный сотрудник ИКВИА ВШЭ Сергей Минов.
— Что такое христианский Восток для Вас? Какие проекты по его изучению представляются Вам наиболее актуальными?
В моем представлении, христианский Восток, в особенности его сиро— и арабоязычные сегменты, это, если угодно, лаборатория альтернативной, неимперской, истории христианства. Вынужденные в течение большей части своей истории жить под властью нехристианских правителей (зороастрийцев или, затем, мусульман), сирийские и арабские христиане выработали свои собственные формы общинной жизни и взаимодействия с другими группами, зачастую уникальные и во многом отличные от тех обществ, латинского Запада или Византийской империи, где христианство стало доминирующей силой или даже частью государственного аппарата. Привлекательность изучения христианского Востока для меня в немалой степени заключается в возможности увидеть эту уникальность, прибегая к инструментарию постколониальных исследований, выработанному в рамках критической теории. Другой актуальный аспект изучения христианского Востока лежит в более традиционной области филологических исследований. Так, огромное количество сирийских и, в особенности, христианских арабских текстов эпохи средневековья и нового времени остаются неизученными и зачастую неизданными. Я вижу огромный научный потенциал в исследовании этого малоизученного материала.
— Как в мире обстоят дела с изучением христианского Востока? Какие возможны международные проекты?
Дела с изучением христианского Востока в мире обстоят по‑разному. К сожалению, многие традиционные научные центры, специализировавшиеся в этой области, особенно это касается Германии, прекратили свое существование. Вместе с тем, академический интерес к сирийскому и арабскому христианству по‑прежнему силен во Франции, Бельгии, Англии и США. Я надеюсь, что ситуация будет улучшаться. В настоящее время, для молодых исследователей христианского Востока существует целый ряд возможностей академического трудоустройства, особенно в проектах, финансируемых Европейским исследовательским советом (ERC) и Германской службой академических обменов (DAAD). Важны также академические контакты между отдельными учеными и студентами: такие, условно говоря, почти «невидимые» связи обладают вполне реальной движущей силой в науке и образовании.
— Чем сейчас занимаетесь Вы сами? Какие планы?
В настоящее время я работаю над двумя проектами, связанными с сирийским христианством. Во‑первых, я собираю материал для монографии, в которой я намереваюсь проанализировать богатую традицию сирийской «антииудейской» полемики. Уступающая по разнообразию жанров (трактаты, диалоги, гомилии, поэзия и некоторые другие литературные формы) лишь греческой и латинской традициям, «антииудейская» полемическая литература на сирийском языке способна пролить дополнительный свет на историю развития еврейско‑христианских взаимоотношений в Сирии‑Месопотамии в эпохи поздней античности и средних веков.
Другой мой, более долгосрочный, проект связан с исследованиями в области сирийской агиографии, в особенности корпуса текстов, так или иначе связанных с именем Мар Авгена, легендарного основателя монашества в Северной Месопотамии, а также корпуса душеполезных историй. В рамках этого проекта я готовлю к публикации некоторые до сих пор неопубликованные тексты, а также задаюсь вопросами касательно истории сирийского монашества и, глядя более широко, роли христиан в динамике общественных отношений в Сирии и Месопотамии.